Д.А.Пумпянский, Президент СОСПП. Выступление на заседании Экспертного совета «Открытого правительства» по вопросам промышленной безопасности
Выступление Президента СОСПП Дмитрия Пумпянского на заседании Экспертного совета «Открытого правительства», посвященного вопросам промышленной безопасности, которое прошло 16 октября в Москве под председательством премьера Дмитрия Медведева.
Д.А.Пумпянский (председатель совета директоров ОАО «Трубная металлургическая компания»): Пумпянский, Трубная металлургическая компания. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Не могу не удержаться, хоть это и будет уже многократное повторение, но всё-таки хочу сказать, что эффективность работы «Открытого правительства» и экспертного совета, безусловно, доказана рассмотрением сегодняшнего вопроса. За три месяца найти консенсус в многолетнем вопросе между Ростехнадзором, Правительством и ведущими бизнес-объединениями страны – это действительно прорыв. Для сравнения, в техническом регулировании такой вопрос мы обсуждали более пяти лет на самом деле.
Следующее. Безусловно, согласен с тем, что введение в действие закона принесёт немедленный эффект для промышленных предприятий, оптимизации издержек и уменьшения административного давления на бизнес, однако, конечно, не надо забывать, что это всего лишь верхушка айсберга и предстоит огромная работа, для того чтобы на самом деле внедрить в повседневную практику все перечисленные замечательные инновации – и рискоориентированный подход, и уведомительную процедуру декларирования, и исключение проведения экспертиз при капитальных ремонтах, и оптимизацию страхования опасных производственных объектов. Здесь, кстати, в страховании ещё не во всём мы разобрались. Предстоит дополнительная серьёзная работа, и, видимо, дополнительные нормативные документы придётся разрабатывать. Но что на самом деле необходимо сделать, на наш взгляд, скорейшим образом – нужно обновить весь шлейф нормативно-правовых документов в области промышленной безопасности и смежных областях, а это более 600 отраслевых правил безопасности, ещё доставшихся нам со времён Госгортехнадзора и Ростехнадзора современного, более 800 стандартов по обеспечению безопасности труда, а также значительное число нормативных документов по промышленной экологии. Поэтому, конечно, актуальным представляется скорейшая разработка программы по созданию ФНП – федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, которые установят современные требования и позволят отменить устаревшие документы. Об этом уже говорил и Николай Георгиевич (Н.Г.Кутьин). Отрадно, что такое понимание есть. Мы как представители ведущих бизнес-объединений страны готовы скорейшим образом включиться в этот процесс и просим, Дмитрий Анатольевич, предусмотреть соответствующее финансирование этой работы, потому что эта работа действительно ёмкая и требует привлечения большого количества специалистов.
Д.А.Медведев: Это какой работы конкретно?
Д.А.Пумпянский: Обновления устаревших стандартов…
Д.А.Медведев: Нормативного массива устаревшего? Документов?
Д.А.Пумпянский: Всего нормативного массива создания доказательной базы нового федерального законодательства.
Д.А.Медведев: А у ведомства этих денег нет, я имею в виду наш надзор? Хорошо, я подумаю об этом, хотя всякий раз, когда мне предлагают найти деньги на обновление нормативных актов, я тогда всё-таки задаю вопрос: «У нас ведомство вообще-то за что деньги получает?» Это вообще-то работа конкретных министерств, ведомств, Правительства в конце концов. А так у меня и вице-премьеры будут требовать деньги на написание нормативной базы. Я, кстати, не против того, чтобы давать экспертам деньги. Это нормально абсолютно, потому что бесплатно никто не работает. Если это что-то принципиально новое, это колоссальный объём, но тогда можно об этом подумать. Ладно, услышал.
Д.А.Пумпянский: И последнее, о чём хотелось бы сказать. Если эта работа будет одобрена, то предстоит действительно огромная работа по стандартизации в промышленной безопасности и охране труда. И этот массив теснейшим образом пересекается с общей задачей обновления, актуализации, гармонизации, с европейскими требованиями всей базы технических стандартов, которых у нас в стране более 20 тыс. Уже много лет обсуждается целесообразность принятия федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». Вы во вступительном слове упомянули об актуализации национальной концепции стандартизации. Нам нужен закон, который устанавливал бы цель и роль и задачи различных стандартов и нормативных документов, регулирующих промышленность в целом, а также порядок их применения в стране. В большинстве стран мира, в том числе в США, странах Евросоюза, Китае, Израиле стандарты изначально создаются как документы добровольного применения, что, собственно, и у нас в стране таким же образом обстоит. Однако у них существует законодательный механизм, который позволяет ряд стандартов делать обязательными в части вопросов безопасности. У нас это вопрос дискуссий на сегодняшний день. В этой связи мы предлагаем вынести также на площадку «Открытого правительства» вопрос обсуждения законопроекта «О стандартизации в Российской Федерации» и, если будет одобрено, соответствующие предложения внести в проект протокольного решения. Готовы со стороны РСПП первый драфт внести уже к концу этого года. И если принимать по аналогии финансирование стандартизации, то в развитых странах стандартизация осуществляется в основном за счёт средств предприятий, а в нашей стране исторически стандартизация, изменение стандартов финансировались государством. Сейчас, последние несколько лет работы привели к тому, что 50 на 50: изменение стандартов финансируется и за счёт Росстандарта, и за счёт средств самих промышленных предприятий, что приводит к существенному ускорению обновления всей базы российских стандартов. Может быть, этот механизм можно и рассмотреть при создании федеральных норм и правил в промбезопасности.
И последнее. Николай Георгиевич (Н.Г.Кутьин) сказал о возможном ускорении введения в действие изменений и актуализации федерального закона «О промышленной безопасности». Может быть, тогда можно также и рассмотреть ускорение перерегистрации особо опасных производственных объектов. Она предусмотрена в проекте протокольного решения к 1 января 2015 года. Может быть, тоже можно завершить эту работу 1 января 2014 года. Спасибо за внимание.
Полную стенограмму заседания Экспертного совета смотрите здесь: http://government.ru/stens/21159/