12.12.12

Обсуждению вопросов взаимодействия субъектов транспортного рынка по итогам 2012 года, а также внедрению на  полигоне СвЖД Единого сетевого технологического процесса железнодорожных грузовых перевозок (ЕСТП), было уделено основное внимание  на  заседании Регионального координационного совета 11 декабря в Екатеринбурге.

В работе совета под председательством начальника Свердловской железной дороги Алексея Миронова приняли участие руководители структурных подразделений и дочерних обществ ОАО «РЖД» на полигоне дороги, региональных органов власти, союзов и ассоциаций, предприятий пяти субъектов РФ – Свердловской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Пермского края, компаний-операторов подвижного состава.

Оценивая итоги совместной работы по улучшению транспортной логистики, участники  РКС отметили, что в текущем году все грузы к перевозкам принимались беспрепятственно. Более того,  СвЖД  поставила перед грузоотправителям задачу эффективнее использовать мощности ж/д инфраструктуры, высвободившиеся в зимний период, в первую очередь – для отгрузки инертных материалов в северные регионы УрФО.

Большая часть обращений грузоотправителей в адрес дороги в 2012 году была посвящена  вопросам повышения скорости продвижения вагонов. (Напомним, наличие избыточного парка вагонов, рост количества операторов подвижного состава и формирование ими идеологии извлечения максимальной прибыли в последние годы  негативно повлияли на качество транспортных услуг).

Со стороны  СвЖД для увеличения скорости доставки  грузов реализован ряд системных мер. Так,  на дороге разработана комплексная программа снятия инфраструктурных ограничений до 2020 года. Объем инвестиций ОАО «РЖД»  в развитие Свердловской магистрали  в 2012 году составил 27,7 млрд. рублей (+25%  к предыдущем году). Увеличивается объём перевозок тяжеловесными поездами, обновляется локомотивный парк и др. Но  улучшение пропускных способностей не даст требуемого эффекта, если не добиться рационального баланса в планировании перевозок и технологии управления вагонным парком. 

Значительным  шагом повышения качества перевозочного процесса должна стать реализация принципов Единого сетевого технологического процесса, разработанного ОАО «РЖД» в соответствии с поручением Правительственной комиссии. Проект ЕСТП упорядочивает технологию управления вагонным парком и направлен на организацию системного взаимодействия всех участников рынка. В ближайшее время будет завершено окончательное согласование этого документа. Как подчеркнул начальник СвЖД, обращаясь к участникам заседания, успешное внедрение на практике основных положений ЕСТП возможно только при активном участии всех заинтересованных сторон, в условиях конструктивного диалога.

Отмечая положительные результаты работы в 2012 году, Алексей Миронов заявил, что в настоящее время  СвЖД обеспечивает ритмичную погрузку и готова принимать все заявки на перевозку грузов. В ноябре был достигнут абсолютный в истории дороги рекорд среднесуточной погрузки нефтеналивных грузов – 92,6 тыс. тонн в сутки, что выше максимального уровня «докризисного» 2007 года на 35%. По оперативным данным, погрузка по итогам года составит 127 млн. тонн,  (+2,7 млн. тонн  к уровню 2011 года).  Со станций дороги по прогнозам будет отправлено 37 млн. пассажиров, что на 890 тыс. человек больше чем в 2011 году. Удалось по итогам года улучшить качественные показатели использования подвижного состава – на 25 тонн вырос средний вес грузового поезда, на  0,6 вагона длина состава, на 1,4% увеличена производительность локомотива, на 9 км его среднесуточный пробег.

Благодаря формированию эффективной системы взаимодействия с грузовладельцами и операторскими компаниями с начала года в границах СвЖД удалось добиться снижения среднемесячного встречного пробега почти  на 6 тысяч вагонов. В ноябре достигнут минимальный за последние полтора года показатель встречного порожнего пробега, хотя абсолютная цифра все еще остается высокой – 10 020 вагонов. Количество сдвоенных операций на                6 решающих станциях удалось увеличить на 15%.

Успешным опытом повышения пропускной и провозной способности на СвЖД стало внедрение технологии движения грузовых поездов по «твердым ниткам» графика. Пилотный проект отправки грузовых поездов по расписанию реализован на участке Качканар–Смычка – по доставке руды с Качканарского ГОКа до НТМК. Кроме того, для разгрузки станции Смычка 1 ноября 2012 года расконсервирована сортировочная горка на станции  Гороблагодатская, которая в 1997 году была закрыта из-за падения объемов перевозок. В результате появилась возможность переработки вагонопотока со станции Чусовская (Пермский регион) назначением на станцию Серов и в обратном направлении, минуя Смычку.

При этом, как отметил начальник СвЖД в своем выступлении, положительное влияние на эффективность железнодорожных перевозок оказало принятие в этом году на правительственном уровне целого ряда важных нормативных документов. По сути, новый этап организации управления парками и взаимодействия участников перевозочного процесса ознаменовал Приказ Минтранса №258.

Другой важнейшей мерой стало принятие решения о привлеченном парке перевозчика (парк ВСП) в соответствии с постановлением Правительства РФ №1051. С учетом сложившихся экономических условий, применение данной практики и особого порядка ценообразования на перевозки грузов в привлеченном подвижном составе было решено продлить до 31 декабря 2013 года.

Из принятых в последнее время нормативных решений Алексей Миронов также выделил унификацию тарифов на порожний пробег вагонов независимо от рода и класса ранее перевозимого груза.

*   *   *

В начале мая 2012 Совет директоров ОАО «РЖД» одобрил основные принципы и ход работы над проектом Единого сетевого технологического процесса железнодорожных грузовых перевозок (ЕСТП). В проекте ЕСТП заложены основные принципы:

  • четкая регламентация технологических функций участников рынка грузовых перевозок;
  • месячное планирование погрузки грузов и перевозок порожних вагонов;
  • организация порожних вагонопотоков на основе корреспонденций операторов;
  • технологически рациональное размещение порожних вагонов на инфраструктуре общего пользования.

Источник информации: СЛУЖБА КОРПОРАТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ, СВЕРДЛОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА – ФИЛИАЛ ОАО «РЖД»